История модного дома Paco Rabanne могла бы уже завершиться, если бы не его парфюмерная линия. Бренды по-разному переживают уход своих основателей. Авангардная марка, которая носит имя Пако Рабана, с большим трудом оправилась после того, как модельер решил завершить свою карьеру. Любимая одежда всех парижских модниц на долгие десять лет исчезла из продажи. Но доходы от парфюма позволили дождаться нового креативного директора. Жюльен Доссена точно знал, как модный дом может двигаться вперед, не забывая при этом о наследии великого экспериментатора.
Paco Rabanne прошел долгий путь от шокирующего футуризма до интеллектуального шика. Парфюмерная линия всегда была отражением эволюции модного дома. В конце шестидесятых женский аромат Calandre произвел фурор среди модниц, сегодня сложные и необычные Invictus для мужчин и Olympia для женщин возвращают бренду репутацию одного из самых авторитетных экспериментаторов в мире парфюмерии. Paco Rabanne Olympia цена которых позволяет каждой девушке приобрести эти духи, вновь сделали марку популярной.
Металл, пластик и бумага
Знаменитая Коко Шанель успела застать восход новой «звезды» на небосклоне парижской моды. Просмотрев первые коллекции испанского модельера, она шутливо начала называть Пако Рабана металлургом. Вся карьера кутюрье — это попытка соединить противоположности: металл и изгибы женского тела, одежду, непригодную для носки, и коммерческий успех.
Франсиско Рабанеда-и-Куэрво вырос в семье, разрываемой противоречиями. Его родители сопротивлялись установлению режима Франко. Республиканский полковник был расстрелян войсками противника. В 1939 году, когда будущему модельеру едва исполнилось пять лет, его семья бежала из Испании во Францию.
После Второй мировой войны мать Пако начала работу в качестве ассистентки знаменитого соотечественника Кристобаля Баленсиаги. Она всю жизнь оставалась убежденной коммунисткой и даже взяла с собой юного сына в поездку в Москву. Бабушка Франсиско бы не менее страстной католичкой, но две женщины уживались в одном доме. Возможно, жизнь на чужбине вынуждала их держаться поближе другу к другу.
Будущий кутюрье получил диплом архитектора в Национальной высшей школе изящных искусств. Но уже в студенческие годы он понял, что здания интересуют его меньше, чем мода. Рабан начал создавать необычные аксессуары из пластика, которые с удовольствием приобретали для своих показов модные дома Givenchy, Dior и Balenciaga.
В 1965 году дизайнер впервые представил свои творения широкой публике. Массивные украшения из прочной и полностью прозрачной пластмассы как нельзя лучше соответствовали духу времени. Парижанки просто влюбились в коллекцию Рабана. Было продано более двадцати пяти тысяч экземпляров необычной бижутерии. Тогда же Франсиско отказался от своего длинного испанского имени в пользу более краткого псевдонима. С тех пор все его творения имели этикетку «Paco Rabanne».
Окрыленный первым успехом, дизайнер решил попробовать себя в чем-то новом. В 1966 году он представил коллекцию женской одежды. Она имела ироничное название «Двенадцать платьев, которые невозможно носить». Модные критики согласились с напускной скромностью Пако Рабана, но стильные девушки приняли вызов. Легкую скандальность творениям испанца придавал и способ их презентации. Новоиспеченный кутюрье впервые в истории французской моды выпустил на подиум чернокожих моделей, которые презентовали его одежду босиком. Рабан отказался от давней традиции объявлять номера ансамблей и зачитывать заранее приготовленные описания одежды. Вместо этого показ проходил под музыку.
Манифест Пако Рабана принес молодому модельеру мировую славу. Платье из металлических пластинок, скрепленных проволокой, до сих пор является главным «хитом» марки. Позже Рабан еще не раз возвращался к придуманному для первой коллекции силуэту.
Творения испанца стали определяющими для эпохи шестидесятых и семидесятых годов. Превратиться в часть мейнстрима Пако Рабану помогла разработка костюмов для культового фильма «Барбарелла». Джейн Фонда в образе путешественницы будущего не сходила со страниц глянцевых журналов на протяжении нескольких лет. Рабан признавался, что источником вдохновения для костюмов послужило современное ему феминистическое движение. Он посчитал, что наступает эра «железных леди», и решил, что единственным правильным шагом будет облачить их в металлические доспехи.
Слияние противоположностей: запуск парфюмерной линии
Будто разработки линии женской одежды, создания костюмов для кинематографа и театра и производства аксессуаров было недостаточно, Пако Рабан решил освоить еще одну сферу творчества. К сочинению ароматов испанец подошел с тем же свежим взглядом, который гарантировал ему успех во всех предыдущих начинаниях.
В конце шестидесятых царила мода на фруктовые и цитрусовые ароматы. Пако Рабан решил пойти совершенно другим путем. В 1921 году духи Chanel No. 5 произвели фурор, благодаря соединению острого химического запаха альдегидов со смесью из цветочных нот. В 1969 испанец представил свою версию подобного микса. Calandre является настоящей борьбой противоположностей. Альдегиды присутствуют в духах не только для придания устойчивости парфюму, а как полноправный партнер. Их запах оттеняется нотами весенних цветов. Парадоксальным образом два столь разных мотива сливаются в одну мелодию — свежую, звонкую, запоминающуюся.
За Calandre последовали другие бестселлеры бренда. Фужерный аромат для мужчин под незамысловатым названием Paco Rabanne Pour Homme, выпущенный в 1973 году, до сих пор является одним из наиболее узнаваемых продуктов марки. После появился альдегидный с нотами свежей зелени аромат Metal и древесно-муксусный, вызывающе сексуальный La Nuit.
Миновало всеобщее увлечение футуризмом, а Пако Рабан продолжил создавать авангардные костюмы из небанальных материалов. Линия одежды приносила все меньше дохода, но это никак не сказывалось на популярности парфюмерии с логотипом модного дома. Разрабатывая дизайн флаконов для своих духов кутюрье не ограничивал свою фантазию. Так появились бутылочки в виде запонок, летающих тарелок и флакон, имитирующий металлическую пластину.
К началу нового тысячелетия испанец полностью погрузился в свои увлечения: графику и эзотерику. Прощальным ароматом стал цветочно-пудровый Ultraviolet в яркой футуристической упаковке. Пако Рабан покинул собственный модный дом, чтобы посвятить себя написанию книг о духовном развитии и предсказании будущего. Бренд Paco Rabanne ожидало непростое время.
Поиск нового креативного дизайнера и развитие парфюмерной линии
В 2000-2013 годах на должности креативного директора Paco Rabanne сменилось полдюжины дизайнеров. Коллекции одежды начала двухтысячных были столь провальными и принесли так много убытков, что в 2006 году линию одежды было решено временно закрыть. В 2011 попытки заново представить бренд миру моды возобновились, но не имели успеха до той поры, пока француз Жюльен Доссена не согласился возглавить легендарный модный дом.
В 2013 наконец началась новая глава в истории Paco Rabanne. Там, где потерпели поражение все остальные дизайнеры, Доссена преуспел. Он с трепетом относится к наследию основателя бренда, но смог значительно его переработать. Место металлических пластин, бумаги, вязаного меха и пластика заняла ткань с серебристым отливом и мягкий трикотаж. В одежде по-прежнему присутствует дух авангарда: нетипичный крой, асимметрия, игнорирование всех остромодных тенденций. Но сегодня одежду от Paco Rabanne запросто могут купить бизнесвумен, студентки и светские львицы. В каждой коллекции есть ансамбли, в которых можно появиться в офисе, в библиотеке и на званом ужине, но при этом выделяться из толпы.
Десятилетие неудач бренд пережил благодаря развитию парфюмерной линии. Она стала настоящим воплощением нулевых: дерзкие ароматы, вычурные флаконы, пафосные названия. С приходом Жюльена Доссена руководство было вынуждено пересмотреть политику в этом направлении. Серьезный модный бренд должен ассоциироваться с чем-то более изысканным.
Греческая мифология и новая элегантность
Обновление началось с мужского одеколона Invictus. В аромате преобладает мотив морской свежести и цитрусовые ноты. Лаконичный серебристый флакон выполнен в форме кубка, предназначенного для настоящих победителей. Рекламная кампания Invictus вполне отражает смену философии: создатели отошли от образов яркой сексуальности и показной роскоши и вместо этого перенеслись на арену спортивных сражений.
Женский аналог не заставил себя ждать. В 2015 на в модных бутиках и дорогих парфюмерных магазинах появились духи Олимпия Пако Рабан. Тема античности нашла продолжение в дизайне флакона: он напоминает лавровый венок, который вручался победительницам спортивных состязаний.
Paco Rabanne Olympia базируется на нотах морской соли и ванили. Реклама рассказывает историю молодой греческой богини, которая появляется на Олимпе, и производит фурор среди его обитателей. Туники, присутствующие в видеоряде, отлично рифмуются с драпировкой женской одежды из последних коллекций бренда. Олимпия духи описываются как аромат для молодых и дерзких, способный подарить приподнятое настроение даже в самый хмурый день.
Пако Рабан Олимпия отзывы модных критиков полны восторга. По мнению знатоков моды, новое руководство бренда следует его философии, смешивая столь разные ноты в одном аромате. Девушки и молодые женщины, незнакомые с историей марки, полюбили новые духи и их вечернюю версию Paco Rabanne Olympia Intense за необыкновенное сочетание свежих и сладких мотивов.
Кому подойдет этот необычный аромат? Натурам утонченным и немного капризным. Тем, кто в парфюмерном бутике говорит консультанту: «Нечто похожее, но менее сладкое». «Олимпия» придется по душе и тем, кто не меняет духи, как перчатки. Французскому бренду удалось создать небольшую линейку для каждой оказии. Четыре версии одного аромата могут составить полную коллекцию духов, необходимую любой моднице. Классическая «Олимпия» — для учебы и работы, встреч с друзьями, более легкая Olympea Aqua — для летних дней, сладковатая Olympéa Intense — для вечеринок, а насыщенная парфюмированная вода — для романтических свиданий.
Пако Рабан Олимпия цена остается доступной для широкой аудитории. Духи станут прекрасным подарком на день рождения или годовщину.