Не каждая история успеха одинакова. Иногда для того, чтобы идея была принята широкой публикой, требуется серия неудач, из которых можно извлечь важные уроки.
Так случилось с мужским ароматом от Chanel Egoiste Platinum. Сегодня флагманский парфюм неизменно присутствует в списках бестселлеров бренда. Лишь немногие поклонники моды знают, что историю создания «Эгоиста» можно проследить до двадцатых годов прошлого столетия. В ней воплощается вся магия Chanel: спустя полвека после смерти мадмуазель Коко ее наследие остается главной составляющей успеха модного дома.
Коко Шанель и Эрнест Бо
В карьере Эрнеста Бо, как в капле воды, отразились главные события его эпохи. Француз родился в Москве в семье успешного парфюмера. Эрнест был младшим из двух сыновей и, повзрослев, выбрал профессию отца. В 1907 году, после окончания обучения, он начал работу в компании, где в свое время служи его отец.
Талант Эрнеста Бо успели отметить в Российской империи. В 1912 году исполнилось триста лет с начала царствования династии Романовых и он создал аромат, посвященный этому юбилею.
В 1914 году 33-летний Эрнест Бо поступает на службу во французскую армию. Война начиналась как очередной пустячный конфликт, и Бо ожидал, что уже через несколько месяцев он будет демобилизован. Но следующие пять лет ему пришлось провести, сражаясь на стороне Антанты, — военного союза Франции, России и Великобритании. Он успел послужить в пехоте, в военной разведке, а конец войны Бо застал в качестве коменданта лагеря военнопленных, расположенного недалеко от Мурманска.
К моменту окончания службы в армии мир изменился до неузнаваемости. Была расстреляна царская семья, русская аристократия массово уезжала в Западную Европу, фабрику Alphonse Rallet национализировала новая власть. Эрнест Бо отлично понимал: той России, в которой он прожил всю свою жизнь, больше нет. Он направился во Францию, надеясь, что там он сможет вернуться к карьере парфюмера после вынужденного пятилетнего перерыва.
Уже в 1920 году Бо смог добиться знакомства с Коко Шанель. В этом французу помогли его российские связи. Мадмуазель Шанель охотно поддерживала контакты с русскими аристократами: они нуждались в деньгах, а она тешила свое самолюбие, предоставляя им безвозвратные займы. Бедная крестьянская девчонка, воспитывавшаяся в монастыре, смогла подняться очень высоко.
В мире, где благородное происхождение значило все меньше, все еще было престижным иметь в друзьях аристократов и монарших особ. Биографы уверены, что в начале двадцатых годов у Коко Шанель был роман с великим князем Дмитрием Павловичем — внуком российского императора Александра II. Именно молодой князь отрекомендовал Эрнеста Бо как талантливого парфюмера.
История самой Коко Шанель и ее модного дома полны неточностей, слухов и противоречащих друг другу версий. Габриэль Шанель стеснялась своего происхождения, ошибок молодости и того, откуда у нее взялись деньги на открытие первого предприятия. На протяжении всей жизни модельер рассказывала милые истории о своем прошлом и своей работе, многие из которых были неправдой. Конечно, в современном мире Габриэль Шанель заняла бы свое законное место талантливого дизайнера, добившегося успеха несмотря на все трудности. Но в начале двадцатого века ей приходилось скрывать подробности ее детства и факт сожительства с богатым промышленником, намного старше ее самой.
Сочинение красивых легенд постепенно вошло у мадмуазель Коко в привычку. До сих пор доподлинно неизвестна история создания первого парфюма от модного дома Chanel. Возможно, мудрая бизнесвумен почувствовала в себе силы освоить новую сферу деятельности. Совсем недавно она сумела перейти от изготовления шляпок к пошиву женской одежды. После успеха этого предприятия, Шанель вполне могла задуматься об очередном источнике прибыли и обратить свой взор на парфюмерию. Но это была бы скучная история, Коко никогда не стала бы ее рассказывать подругам и клиенткам.
Она предпочла бы другую версию событий. В 1920 году ее молодой любовник знакомит Коко Шанель с талантливым парфюмером. Тот предлагает дизайнеру несколько вариантов ароматов, из которых она выбирает необычную смесь цветочных нот и заказывает сто флаконов новых духов. На рождество мадмуазель раздает Chanel №5 своим лучшим клиенткам в качестве подарка. Женщинам так нравится запах, что они начинают требовать возможности купить следующий флакон духов. Аромат превращается в один из постоянных товаров парижского модного дома.
Легкая и непринужденная победа, описанная в истории с рождественскими презентами, оставляет без внимания несколько важных моментов. Например, тот факт, что Chanel №5 был революционным продуктом по двум причинам: он представлял собой смесь нескольких цветочных нот и имел невиданную стойкость. Парфюмеры того времени в своих творениях пытались максимально точно передать аромат одного цветка, будь то роза или фиалка. О духах, способных удерживать аромат на коже в течение целого дня, тоже раньше не слышали. Эрнесту Бо пришлось немало потрудиться, чтобы выполнить пожелания Коко Шанель. Она с самого начала заявила, что хотела бы получить «искусственный» запах, который не наводил бы на мысль о цветущем саде. Стойкостью аромат обязан альдегидам. Эти летучие соединения едва вышли из химических лабораторий и пока еще не успели найти широкого применения. Парфюмерам не нравилась неустойчивость альдегидов и их резкий запах. Потребовалось видение и упрямство Коко Шанель и опыт Эрнеста Бо, чтобы приручить эти соединения.
Громкий Chanel №5 продемонстрировал, что трата времени и средств на создание новой формулы, была не напрасной. Эрнест Бо и мадмуазель Коко продолжили сотрудничество.
Карл Лагерфельд
Коко Шанель продолжала работу в качестве креативного директора собственного модного дома вплоть до своей смерти в 1971 году. Следующее десятилетие выдалось для бренда Chanel непростым. В 1923 году мадмуазель заключила финансовое соглашение с Пьером Вертхаймером: тот оплачивал все издержки парфюмерной линии модного дома, и получал 70% прибыли от продажи духов от Chanel. После Второй мировой войны Коко вынуждена была вновь обратиться к богатому инвестору, на этот раз чтобы получить финансирование на новый запуск линии одежды. Так контрольный пакет акций дома Chanel оказался у семейства Вертхаймер.
К 1971 году им распоряжался сын Пьера, Жак Вертхаймер. Отсутствие интереса к моде, затянувшийся поиск нового креативного директора привели легендарный модный дом к финансовому упадку. Убедившись, что мода никогда не будет ему так интересна, как коневодство, Жак Вертхаймер передал бразды правления своему двадцатипятилетнему сыну Алену.
Несмотря на свою неопытность, молодой человек сумел быстро сориентироваться в ситуации. Он решил прекратить продажу парфюмерии бренда в аптеках, и переместить флаконы с надписью «Chanel» в дорогие магазины. Ален Вертхаймер инициировал запуск первой в истории модного дома линии prêt-à-porter и в 1983 году предложил Карлу Лагерфельду стать новым креативным директором.
Под руководством немца бренд Chanel вернул былую славу. Счет фирменных бутиков пошел на десятки, ценник за платья из новых коллекций переваливал за 10 000 долларов. Но клиентки были готовы платить такие деньги за новую, остромодную версию одежды от Шанель.
Карл Лагерфельд оказался именно тем, кто нужен был легендарному модному дому: хамелеоном. Прошло уже шесть десятилетий с тех пор, как он начал карьеру, и теперь совершенно ясно, что Лагерфельд не оставит наследия. Твидовый жакет, бижутерия вперемешку с жемчугом, двухцветная обувь, «морская» тематика, маленькая сумочка на металлической цепочке, одежда из ткани джерси — все это нам подарила Коко Шанель. При упоминании имени Лагерфельда на ум приходят лишь его темные очки и скандалы.
Но Карл Лагерфельд не продержался бы на своем посту Chanel, если бы не имел талантов. Для его работы в качестве креативного директора особенно важны два из них: умение интерпретировать наследие бренда и способность заводить отношения с нужными людьми. Радикально укоротив твидовую юбку, составив ансамбль из легендарного жакета и обтягивающих джинсов, которые мадмуазель Коко ненавидела всей душой, Лагерфельд заставил всех старлеток на свете одеваться «от Chanel» . Он охотно фотографируется с ними перед показами, создавая образ гения, идущего в ногу со временем. Проходят годы, топ-моделей сменяют it girls, а самые модные девушки планеты и их многочисленные поклонницы по-прежнему горят желанием приобрести все тот же твидовый жакет и сумочку «2.55». Карлу Лагерфельду удается вновь и вновь изобретать колесо.
В поисках вдохновения нынешний креативный директор часто обращается к архивам бренда. Именно в них были найдены документы, позже послужившие толчком к созданию Chanel Egoiste купить который мечтает львиная доля современных модников.
Жак Польж
С легендарным парфюмером Жаком Польжем модный дом начал сотрудничать еще в 1978 году. Первым его ароматом, созданным для Chanel, был Antaeus 1981 года.
Поскольку новое видение бренда предписывало верность его истории, Польж также стал просматривать архивы модного дома. Ему встретилась формула авторства Эрнеста Бо. Bois des Iles был женским ароматом, выпущенным в 1926 году, с необычными для того времени преобладанием нот сандалового дерева. Очарованный идеей, Польж решил создать мужскую версию любимого творения Эрнеста Бо.
В середине восьмидесятых модный дом активно готовился к запуску своей первой линии мужской одежды. Аромат для мужчин виделся руководству как отличная поддержка маркетинговой кампании. С одеждой в итоге было решено повременить, но аромат Bois Noir все же был выпущен.
Сейчас трудно сказать, почему Bois Noir оказался столь провальным. Возможно, мужчины были не готовы покупать парфюм у «женского» бренда. Негативную роль сыграли название, малопонятное для англоязычного мира, и способ продажи. Bois Noir был выпущен лимитированной партией и купить его можно было лишь в фирменных магазинах Chanel. Через год одеколон был снят с производства.
Но Жак Польж был уверен в своей идее. В 1990 к аромату решено было вернуться. Он сменил название на Chanel Egoiste отзывы критиков были положительными. В поддержку нового продукта стартовала широкая кампания, центральным элементом которой стал видеоролик авторства скандального Жана-Поля Гуда.
«Эгоиста» тоже ожидал провал. Польж все еще называет аромат своим любимым творением и винит в слабых продажах его необычность. Одеколон можно приобрести онлайн и в азиатских магазинах бренда.
Успех принесло третье воплощение аромата. В 1993 году выходит Egoist Platinum Chanel
— главный хит мужской парфюмерии модного дома. Перед началом продаж руководство бренда впервые заказало исследование с участием фокус-групп. Об авангардном искусстве и пряных нотах решено было забыть. Запуск сопровождался понятной широкой аудиторией рекламой: в глянцевых журнала изображение флакона соседствовало с полуобнаженными манекенщиками. Chanel Egoiste Platinum купить захотели все модники планеты.
Единственным связующим звеном между первой версией «Эгоиста» и Chanel Egoiste Platinum 100ml является сандал, в остальном ароматы разительно отличаются. Первый «Эгоист» представляет собой смесь пряных, древесных и ванильных нот, «платиновая» версия — это цветочный аромат, в котором смешались розмарин, лаванда, сандаловое дерево и дубовый мох.
Chanel Platinum Egoiste цена которого остается доступной и для бизнесменов, и для студентов, помогает завершить образ современного джентльмена. История аромата служит напоминанием о том, что провалы — это не повод прекращать попытки.